От 1 до 3 лет

Игры и социальный опыт

igrushki-dlya-rebenka-2-letИгра для ребенка является очень важным видом деятельности. Без нее плохо формируется личность, волевые или моральные качества, а главное, она помогает ему приспособиться к окружающему миру. Кроме того, игра является лучшим способом получить социальный опыт и определяет дальнейшее развитие малыша.

Игра, словно зеркало, отражает то, как ребенок видит мир вокруг себя. Кроме того, это отражение является творческим, ведь в игре вовсю работает детская фантазия. Интересно и то, что она всегда разнообразна и имеет особенность меняться в зависимости от социальных условий.

Для ребенка наш мир остается загадкой долгое время. В маленьком возрасте он постоянно чем-то интересуется, главное, этот интерес подпитывать. Порой бывает мало просто объяснить ему то, что он просит. В некоторых случаях наглядность просто необходима. Иногда нужно нарисовать, вылепить из пластилина, поиграть или же придумать сказку, чтобы малыш все понял. Благодаря этому он научится определять свойства предметов и сравнивать, что потянет за собой кучу вопросов.

Чем меньше ребенок, тем ярче он воспринимает игру, это сложно не заметить. Во время игры детский интеллект следует сразу за эмоциями, а не наоборот. И все действия взрослого, который с ним играет, малыш воспринимает в первую очередь эмоциями.

Игру и предметы для ее осуществления малыш может воспринимать уже в конце первого – начале второго года жизни. В этот период взрослый начинает осуществлять игровые действия, проводя ежедневные процедуры, например, купание или кормление. Допустим, малыш не хочет есть кашку, а мама начинает обыгрывать этот процесс, показывая на примере его любимой игрушки, как это вкусно. И ведь малышу это нравится до такой степени, что впоследствии он старается повторить ее действия, вот только интерес к такой игре быстро угасает.

Не стоит забывать и про сюжетные игры, именно в них они способны проявить свой социальный опыт и набраться нового. Главной задачей взрослого является привлечь внимание ребенка к ролевой игрушке и действиям с ней. Чем больше действий с игрушкой, тем лучше. Вообще, не секрет, что любые действия взрослого вызывают неподдельный интерес у ребенка. Так часто действия взрослых он начинает переносить на игрушки, отсюда кормление и чаепитие со своими плюшевыми мишками или куклами.

Не менее важны ролевые игры. Со временем малыш может брать на себя в игре уже определенные роли. Вернемся опять к примеру с кормлением ребенком его игрушки, здесь налицо принятие на себя роли «мамы», вот только в раннем возрасте это еще не сознательная роль. Вот в возрасте 3-4 лет приходит осознанная игра в «дочки-матери», врача и т.д. Здесь она может проходить не только между ребенком и родителем, в процесс могут вовлекаться другие дети.

Игра помогает ребенку освоить взаимные отношения между людьми, смотря на то, как общаются родители, в том числе. Игра неотъемлема для получения навыка общения. К тому же она помогает хорошему освоению речи, развитию памяти и образного мышления.