От 7 до 9 лет

Младшие школьники: развитие личности

mladshie-shkolniki-sposobnostiВ возрасте до 11 лет не происходит ничего такого, что масштабно влияло бы на развитие детской личности. Но все же поход в первый класс – это переломный момент в жизни каждого ребенка. Теперь ему придется осваивать совершенно новую для него деятельность. Ему приходится осваивать новые отношения, которые складываются с одноклассниками и учителями. Теперь ему придется жить по строгому расписанию, к которому он еще не привык. Все это, несомненно, вырабатывает силу воли, характер, у ребенка появляются новые интересы и способности.

Именно в школе ребенок усваивает нравственные правила жизни, узнает, как правильно себя вести в обществе. Закладывается своеобразный фундамент к формированию личности в целом. В начале обучения ребенок анализирует свой опыт и свои поступки, а начиная с третьего класса ему уже под силу анализировать поступки окружающих. В этом возрасте они гораздо глубже понимают смысл прочитанной книжки или увиденного фильма.

Это только начальный этап в развитии характера, который еще весьма неустойчив и склонен к перемене. Даже если ребенку свойственно ставить перед собой цели и заканчивать все дела, это еще не значит, что характер устоялся.

Силы воли в семилетнем возрасте ребенку еще явно недостаточно. Так что самостоятельно долго идти к намеченной цели ему трудно. Поэтому при малейшей неудаче он теряет веру в себя.

Если ребенок в этом возрасте часто капризничает, это заслуги воспитания. Если родители всегда выполняли все капризы ребенка, он так и останется капризным. Именно капризами он начинает реагировать на школьные требования. Но не все так плохо, достаточно часто младшие школьники отличаются добротой и отзывчивостью. И вообще, нужно учесть, что в этом возрасте дети очень эмоциональны. И только с течением времени они учатся контролировать эти эмоции.

То, как будет формироваться детская личность, зависит от того, какая взаимосвязь будет между самооценкой ребенка и тем, какие успехи он делает.  Самооценка вполне может оказаться ниже или выше достигнутых результатов. Стремление к своей цели может быть настолько сильным, что задействует развитие всех способностей ученика.

Конечно, ребенку порой сложно смириться со своими неудачами, а иногда он просто переключается на более сложную задачу. В большинстве случаев дети, у которых что-то не получаются, стараются найти крайних и часто агрессивно реагируют на сам неудачу.

Для ребенка очень важно не уронить свою самооценку, поэтому он плохо относится ко всем тем, кто замечает. Что в его неудачах виноват он сам. Порой он даже ругается с этими людьми. Но это происходит именно тогда, когда самооценка выше, чем сами возможности ребенка.

Но такое поведение, именуемое аффектом неадекватности, играет роль защиты от разрушающих воздействий. Именно он помогает в сохранении самооценки. Такие состояния распространены среди младших школьников, но, как правило, длятся недолго.