От 3 до 7 лет

Кто в семье главный или кризис 3-х лет и как с ним бороться

Родители начинают замечать существенные изменения, которые происходят с их малышом в возрасте от 2,5 до 3-х лет. Ребенок начинает капризничать, отстаивать свое мнение, проявлять признаки самостоятельности, а в некоторых случаях, вести себя довольно резко по отношению к родителям.

Психологи этот период относят к кризису трех лет. Для него характерны следующие симптомы.

Проявление негативизма по отношению к родителям и другим взрослым. Под негативизмом понимают отрицательную реакцию в отношениях между людьми. Ребенок перестает подчиняться взрослым, однако понятие негативизма отлично от непослушания.

Малыш упрям, не стоит путать с настойчивостью. Ребенок настаивает на своем решении, он желает, чтобы с ним считались.

Характерно проявление строптивости ил по-другому протеста против существующих порядков. Сомнению подлежат все авторитеты. Взрослые по сути обесцениваются. Теперь можно от ребенка услышать: «ты плохая», «дура». Оскорбление зависит от принятых в семье словесных форм. Протестная форма поведения встречается довольно часто. Ребенок постоянно пребывает в конфликте с взрослыми.

В семьях с одним ребенком могут встречаться проявления деспотичности. Малыш очень искусно манипулирует окружающими. Он превосходно ориентируется в специфических отношениях внутри семьи. Манипуляции особенно ярко проявляются при адаптации к дошкольному учреждению.

Теперь малыш чутко относится к своим поступкам и делам. Активно развивается воображение. Чаще всего в двух формах: как возможность предвидеть последствия действия, так и в виде ухода от сложностей и неудач.

Значительно совершенствуются действия с предметами. Ребенок понимает, что именно он управляет ними. Речь становится разнообразной. Формирование самосознания проявляется в словесных формах обращения и оценки себя. Теперь малыш говорит не «Игорь — хороший», а «Я — хороший». Вот такие вот «маленькие радости«. 🙂

С появления формулировки «Я» стоит говорить о зарождении личности. Именно в этом возрасте закладываются основные особенности характера.

Родителям в этот период рекомендуется переоценить свое чадо. Он становится взрослым и многое умеет. Нужно не запрещать ему быть самостоятельным, а лишь контролировать его. Если ребенок желает что-то сделать сам, пусть это делает, задача родителей сводиться к организации безопасного пространства. Например, ребенок желает идти самостоятельно. Пусть, но родитель должен контролировать, что дошкольник находился в поле зрения и гулял не на проезжей части.

Очень полезным моментом воспитания станет обращение в сюжетно-ролевым играм. Дайте дошкольнику возможность быть кем угодно: хочет быть поваром — поставьте детскую кухню, водителем — дайте машинку, строителем — набор игрушечных инструментов, врачом — мед. набор для детей. Ребенок научится общаться и обучаться, он сможет реализовывать себя. Ни в коем случае не унижайте ребенка. Оценивать нужно не его личность, а его поступки. Говорить: «Ты плохой» нельзя. Правильнее сказать: «Ты поступил плохо».