Развивающее обучение основывается на понятии «зона ближайшего развития». Смысл в том, что знания делятся на три вида: что ребенок знает, что не знает и промежуточный этап. Как раз этот промежуточный этап и попадает под наш термин. Если обратиться к более точному термину, зоной ближайшего развития называется расхождение между степенью сложности задач, которые решает ребенок и тем, что он может достичь в дальнейшем.
Развивающее обучение стало известно уже в 50-х годах 20 века. Над ним работали многие ученые, каждый из которых сделал особые выводы. У развивающего обучения есть свои принципы.
Л.В. Занков выделил следующее:
- Обучение должно проходить на усложненном уровне. Когда ребенок старается решить и решает сложные задачи, он развивает свои способности.
- Особое место отводится тому, как ребенок знает теорию. Благодаря этим знаниям он может прослеживать закономерности процессов в жизни.
- Изучение должно быть быстрым. Отдельного повторения не должно быть, так как оно происходит при изучении последующего материала на основе ранее изученного.
- Развивать нужно всех, не сравнивая и не разделяя их на группы по способностям. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.
- Сам ученик должен четко понимать, зачем ему нужно обучение, что ему это даст в будущей взрослой жизни.
Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отметили, что:
- В обучении должна существовать система научно доказанных понятий. Именно на их основе ученик должен решать задачи.
- Если ребенок овладевает теорией, ему проще найти творческий подход к решению проблемы и развить в себе теоретическое мышление.
- Важна абстрактность мышления. В изучении чего-либо используется принцип «от общего к частному».
- Суть развивающего обучения заключается в том, что ученик разбирается в материале вместе с учителем, а затем фиксирует самое главное в письменном виде. В процессе самостоятельного разбора материала ребенок приходит от общего к частному.
В развивающем обучении важна сама деятельность в процессе, когда он способствует развитию теоретического мышления. Так же ребенок развивается всесторонне. Не смотря ни на что, знания доносятся до ученика, но немного другим способом, а именно, благодаря дедуктивному подходу к вопросу.
Специфичность развивающего обучения в том, что оно направлено не на воспроизведение материала, который сообщается детям. Этот материал они усваивают в процессе обучающей деятельности. То, что в процесс внесена подобная деятельность, очень благотворно влияет на детское развитие.