От 7 до 9 лет

Что такое развивающее обучение?

razvivayuschee-obuchenieРазвивающее обучение основывается на понятии «зона ближайшего развития». Смысл в том, что знания делятся на три вида: что ребенок знает, что не знает и промежуточный этап. Как раз этот промежуточный этап и попадает под наш термин. Если обратиться к более точному термину, зоной ближайшего развития называется расхождение между степенью сложности задач, которые решает ребенок и тем, что он может достичь в дальнейшем.

Развивающее обучение стало известно уже в 50-х годах 20 века. Над ним работали многие ученые, каждый из которых сделал особые выводы. У развивающего обучения есть свои принципы.

Л.В. Занков выделил следующее:

  • Обучение должно проходить на усложненном уровне. Когда ребенок старается решить и решает сложные задачи, он развивает свои способности.
  • Особое место отводится тому, как ребенок знает теорию. Благодаря этим знаниям он может прослеживать закономерности процессов в жизни.
  • Изучение должно быть быстрым. Отдельного повторения не должно быть, так как оно происходит при изучении последующего материала на основе ранее изученного.
  • Развивать нужно всех, не сравнивая и не разделяя их на группы по способностям. Каждый ребенок уникален и требует индивидуального подхода.
  • Сам ученик должен четко понимать, зачем ему нужно обучение, что ему это даст в будущей взрослой жизни.

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов отметили, что:

  • В обучении должна существовать система научно доказанных понятий. Именно на их основе ученик должен решать задачи.
  • Если ребенок овладевает теорией, ему проще найти творческий подход к решению проблемы и развить в себе теоретическое мышление.
  • Важна абстрактность мышления. В изучении чего-либо используется принцип «от общего к частному».
  • Суть развивающего обучения заключается в том, что ученик разбирается в материале вместе с учителем, а затем фиксирует самое главное в письменном виде. В процессе самостоятельного разбора материала ребенок приходит от общего к частному.

В развивающем обучении важна сама деятельность в процессе, когда он способствует развитию теоретического мышления. Так же ребенок развивается всесторонне. Не смотря ни на что, знания доносятся до ученика, но немного другим способом, а именно, благодаря дедуктивному подходу к вопросу.

Специфичность развивающего обучения в том, что оно направлено не на воспроизведение материала, который сообщается детям. Этот материал они усваивают в процессе обучающей деятельности. То, что в процесс внесена подобная деятельность, очень благотворно влияет на детское развитие.